G-STORE.RU — официальный магазин часов Casio в России

В связи с тем, что это мой первый опыт в качестве автора на casioblog.ru, по правилам хорошего тона стоит представиться. Многие коллеги по рынку так или иначе знакомы со мной и уж точно все знакомы с нашим проектом. Я являюсь управляющим партнером официального дилера Casio в России — интернет-магазина G-STORE RUSSIA. Хочу выразить благодарность лучшему информационному проекту по Casio на русском языке за предоставленную площадку для публикации. В виду невероятной природной скромности, я буду публиковать свои тексты на блоге под неожиданно оригинальным ником — gshockovich.

Откуда родилась эта статья? Довольно часто я слышу упреки в адрес бренда о том, что Casio архаично и не хочет развиваться, о том, что Casio проиграло технологическую войну, о том, что бренд находится в стагнации, кризисе и неминуемо идет на дно. Являются ли эти оценки справедливыми, отражают ли они действительное положение дел, жив ли бренд Casio? Давайте нащупывать пульс вместе.

Буквально вчера (данный текст написан 15 июня) в Москве прошла очередная локальная дилерская конференция Casio. Казалось бы, вот он главный источник информации о состоянии компании, сейчас нам все расскажут и мы все поймем. Но подождите, а является ли та информация, которую нам доносят со сцены по-настоящему сущностно важной в контексте нашего вопроса? Можем ли мы делать выводы о состоянии бренда на основании речей официальных лиц и цифр годовых отчетов? Ответ на этот вопрос мы получили в прошлом десятилетии: 2006 год, компания Nokia показывает лучшие годовые показатели по продажам своих мобильных телефонов. А через год выходит первый iPhone, а еще через 5 лет компания Nokia остается с долей менее 10% рынка и полным непониманием своего нового места на нем.

Кто-то может сказать, что это классический талебовский черный лебедь (отсылка к книге Нассима Талеба «Черный Лебедь») и я готов согласиться, однако, одни компании переживают подобные повороты на 180 градусов на пути своего развития и остаются в игре, другие — нет. На мой взгляд, Нокия в 2006 году уже была «мертвым брендом», без внутренних интенций к развитию, экспансии, желания и готовности слышать новые потребности своего клиента и делать его жизнь лучше.

Если текущие финансовые показатели и речи серьезных людей в пиджаках не могут являться подтверждением и доказательством того, что бренд по-настоящему «жив», не окуклился и на горизонте в 3-5 лет не повторит судьбу финской компании из десятых годов нашего столетия, то на какие факторы тогда мы можем опираться для проведения дальнейшего анализа нашего вопроса?

Можем ли мы полагаться на собственные ощущения и видимую картину мира вокруг нас? Да, в общем-то тоже нет: Casio — глобальный бренд и если вы, как владелец магазина, видите, что ваши продажи падают, или вы, как клиент бренда, не находите для себя в последнее время интересных новинок или наоборот: вы показываете рост в продажах и по-настоящему тащитесь от «карбонового тренда», то все из выше перечисленного ровно ничего не значит на масштабе всего бренда. У вас в руках лишь один фрагмент пазла, а картина, которую мы пытаемся осмыслить и описать по этому самому фрагменту состоит из миллиарда таких деталей.

Таким образом, уже в первых абзацах статьи, еще не отыскав ответа на поставленный в ее начале вопрос, мы по крайней мере пришли к заключению, что не стоит верить не только цифрам из годовых отчетов, но и собственным глазам.

Говоря же серьезно, сегодняшний пульс бренда, который определяет его стратегическое и долгосрочное (насколько это возможно в современном мире с его динамикой) устойчивое состояние — это люди, это комьюнити вокруг бренда. И ядром сегодняшнего комьюнити Casio конечно же является Юго-Восточная Азия. Ввиду бедности данного региона (кроме Сингапура), мы не можем назвать его финансовым локомотивом бренда, таким, каким является, например, американский рынок, однако сердце или, в сегодняшних реалиях будет уместнее — душа, сегодняшнего Casio, находится именно там, в ЮВА.

Для казуального поклонника бренда, тот или иной релиз — это некая данность, который (релиз) он воспринимает и оценивает в моменте. Продвинутый поклонник бренда способен проследить эволюционные связи между предшествующими релизами и новинками. Мы, как профессионалы рынка, как люди, по-настоящему живущие своим делом и обладающими максимальной экспертизой в своей области, активно следим за жизнью сообщества вокруг бренда и наблюдаем огромное количество идей и творчества, которые сообщество вносит в новые продукты Casio. Зачастую это даже позволяет нам отследить и понять будущие тренды еще задолго до их появления и анонсов. Это выглядит забавным, но инсайды приходят к нам не из штаб-квартиры Casio в Сибуи, а с шумных улиц Бангкока, Денпасара и Ипоха.

В качестве небольшой иллюстрации вышесказанного, давайте я расскажу, как мы в джисторе несколько лет ждали релиз нашумевших GMW-B5000, после того как в 2015 году были вдохновлены кастомами от японских ребят ювелиров, которые облачили в металл ныне отживший свое корпус GB-5600:

Прото-модели GMW-B5000

Юбилейный релиз Casio GMW-B5000 в металле в 2018 году, который для большинства стал абсолютно неожиданной бомбой, мы встречали с большой радостью и со словами «ну, наконец-то!».

Это один из многих примеров, когда комьюнити добавляет ценности бренду, а дизайн департменты не зашорены, готовы смотреть по сторонам и не боятся реализовывать идеи и концепты с улиц.

И знаете, это двусторонний диалог и также работает и в обратную сторону. Совсем недавно Casio выпустила бомбический релиз MTG-B1000RB, а вдохновленные этим релизом поклонники бренда уже создали несколько вариаций этой же расцветки для 56-го корпуса, как бы говоря ребятам из Casio: «а GMW-B5000 в этом офигительном цвете, за вас должны выпускать мы?».

proto-gmw-b5000rb

И знаете, будь я — Касио, после просмотра этих фото, я бы не смог не выпустить GMW-B5000 в радуге. Даже, если до этого момента у меня и не было таких планов.

Вообще интересно наблюдать за рождением новых безумных расцветок G-Shock и самых невероятных цветовых сочетаний. Всё-таки люди из Азии, люди Солнца, настолько привыкшие к ярким краскам вокруг, что им не хватает той джишоковой палитры, которая кажется нам избыточной и даже нелепо вычурной. Все таки наш цвет настроения — черный. Именно эта расцветка среди всех джишоков с огромным отрывом лидирует в чартах продаж в России из года в год.

Возвращаясь от частностей к общему, давайте посмотрим какую же картину мы сегодня наблюдаем: с одной стороны, Casio активно прислушивается, находится в диалоге и не брезгует использовать идеи, рождающиеся за пределами компании, на улице, в активном комьюнити. К слову, на мой взгляд именно так и должно быть в 2019 году, если вы хотите соответствовать современным реалиям. С другой — выжимает максимум в том технологическом гапе, рамки которого заложены сегодняшним развитием аккумуляторной отрасли и отрасли элементов питания.

Давайте откровенно, часы Casio — это про автономность, это про возможность купить девайс на руку и забыть о слове «подзарядка» или «батарейка» на 2-3-5-10 лет. Эту самую автономность, в числе основных преимуществ и ценят поклонники бренда (я не видел людей, которым бы она не нравилась и которые расстраивались, узнавая, что часы не надо заряжать каждые 2 дня). Не будет Casio пытаться всерьез выходить на рынок смарт-часов и толкаться с лидерами этого рынка, пока технологии производства аккумуляторов не позволят достичь поддержки автономности работы «мозгов» смарт-часов хотя бы до месяца без подзарядки, а привязать джишоки или протреки к розетке, в пользу дополнительного датчика или пульсометра — крайне сомнительная идея, хотя Casio тестирует и ее (GPR-B1000, WSD).

Здесь вы можете возразить, что пока Casio бездействует и ждет свои аккумуляторы, или не ждет, а идет по своему «автономному пути», Apple и компания захватывает часовой рынок. И вообще, не наблюдаем ли мы повторение картины Nokia vs iPhone образца 2007 года? Аналогия действительно напрашивается и давайте рассмотрим в чем сходства или различия ситуаций.

Для начала мы должны зафиксировать следующее: Apple не продает часы. Apple продает возможность находиться в своей эко-системе даже в то время и в тех ситуациях, когда раньше это было невозможно. Apple продает вам уменьшенный iPhone, который еще лучше интегрирован в вашу повседневность своим форм-фактором, нежели классический телефон.

Сегодня таким форм-фактором стали часы, через 5-10 лет, этот формат может поменяться и мигрировать дальше (это может быть элемент одежды, иные аксессуары, например, более подходящие для голосовой коммуникации, приходящей на смену жестовой).

Еще раз: Apple не создала часы, которые оказались лучше иных часов на рынке, Apple дала возможность своим поклонникам разместить тот продукт, который они знают и любят (айфон) себе на запястье. Чтобы вы понимали разницу (потому что здесь кроется ключевой момент), давайте совсем утрированный пример: представим, что изобрели устройство, которое полностью редуцирует процесс старения вашего организма, лечит от рака и всех известных болезней одновременно и выглядит оно как некая коробочка, которую надо носить на запястье. Пока вы ее носите — вы здоровы и всегда прекрасно себя чувствуете. Понимаете? Вы не рассуждаете о качестве сатинирования на корпусе этой коробочки или о том, что по ней нельзя совершить звонок в вотсапе. Несмотря на то, что это вымышленное устройство заняло на вашем запястье место сначала классических, а потом и смарт-часов, вы не можете ее с ними сравнивать, потому что у нее другая ценность, ценность, которая перевесила ценность классики и смартов. Но если завтра вам скажут, что теперь достаточно носить лишь кольцо и оно будет работать так же, то на ваше запястье вернутся старые друзья (при этом сами эти продукты не изменились, не стали хуже или лучше, однако, вы поменяли свои предпочтения, потому что поменялась ваша личная ценностная картина).

Исходя из вымышленного примера выше, легче становится увидеть и картину сегодняшнего «часового рынка». Кавычки здесь потому, что актуальный рынок часов — это уже не тот однородный рынок, которым он был 10 лет назад, с внутренним делением на швейцарию/остальное и механику/кварц. То, что сегодня называется часовым рынком, содержит в себе огромное количество потребителей, которых вообще не интересуют часы, как таковые. Это положение дел нужно понимать и учитывать в своих оценках происходящего вокруг.

Последний раз вернемся к нашему примеру с чудо-коробочкой. Очевидно, что ее бы носил каждый житель нашей планеты, будь она реальна. Однако, утверждать после этого, что до появления этой самой коробочки, часовой мировой рынок имел емкость равную всем жителям планеты Земля — будет в высшей степени ошибочно.

Точно также сегодня обстоит ситуация со смарт-часами. Смарт-часы не столько и не только отъедают часовой рынок, сколько активно создают новый, и на этом новом рынке огромное количество людей, которые никогда не были и не будут готовы носить часы, им нужна другая ценность — айфон/самсунг на запястье и это абсолютно нормально. Вопрос только в том, почему мы вдруг с вами ожидаем от Casio смартфона на запястье, если они за всю свою историю не выпустили ни одного и обычного смартфона.

С другой стороны, мы видим и обратный тренд гаджетизации — ответственное потребление информации и технологий, когда все крупные и влиятельные сервисы предоставляют настройки своим пользователям, позволяющие ограничить самому себе время пользования этими сервисами. Люди устраивают «разгрузочное дни» от лишних гаджетов и непрерывного потока информации, нам начинает не хватать тишины. Или тиканья. Помните, 10-15 лет назад все ставили себе уникальные рингтоны на звонки, прошло полтора десятка лет и сегодня на весь мир есть 2 рингтона: дефолтный рингтон на iOS и на Android, это больше не интересно и никого не возбуждает, для нас в этом больше нет ценности.

Подводя итог этому затянувшемуся размышлению на тему жив ли бренд Casio и что его может ожидать в ближайшем будущем, можно заключить, что все это зависит только от людей. Локально, от людей, которые составляют сегодня живое сообщество вокруг бренда, которые продолжают видеть ценность в продуктах компании и добавлять в них свою собственную, продолжают генерировать яркие идеи, пульсировать и разгонять кровь этой большой, но традиционалистской (как все японские корпорации) компании.

Если эта искра потухнет, если людям перестанет быть интересен текущий путь бренда, если они перестанут участвовать в его жизни, перестанут быть его частью (как когда-то перестали с нокией, дав ей пару лет на изменения, а потом, поняв, что этих изменений нет и дальше с этим жить нельзя выбрали себе новые знамена) или бренд перестанет их слышать, тогда, не глядя на цифры в годовых отчетах и энергичное двигание кадыками на конференциях, можно будет с сожалением заключить, что в бренде иссякла жизнь.

И, конечно же, глобально, — от общества в целом, от развития технологий, от изменений наших потребностей, от нашего способа быть.

А пока, мы по-самурайски, изо дня в день, из года в год, честно создаем этот один из многих тысяч электрических импульсов, заставляющих сердце бренда сокращаться и смотрим в его будущее через призму ярких и шумных тайско-малайских улочек, с огромным интересом ожидая, как будет меняться часовой рынок в целом, компания Casio на нем и мы с вами, с развитием и трансформацией технологий и наших с вами внутренних ценностей.

gshockovich

Управляющий партнер официального дилера Casio в России — интернет-магазина G-STORE RUSSIA

Смотреть все записи

Pin It on Pinterest